ПАРФЛЕШ КРОУ



В.Крекер.








Есть две точки зрения на происхождение названия парфлеша.

Официальная точка зрения:

Слово «парфлеш» французского происхождения. Ученые объясняют это тем, что французы ошибочно принимали конверты из сыромяти за щиты (Parer – парирование, уклон. Fleche - стрела.).

Моя точка зрения:

Слово «парфлеш» немецкого происхождения, Paar - пара, Fleisch - мясо. «Пара» - потому, что парфлеши изготовлялись только парами, а «мясо» - потому, что в них как правило хранили сушеное мясо пеммикан. На мой взгляд, так более логично. К тому же известно и то, что парфлеши обычно перевозились не на боевых горячих скакунах, а на вьючных животных, как правило, с женщиной в седле.

Предполагаю, что это слово впервые появилось благодаря одному немецкоязычному художнику, сопровождавшему экспедицию принца Максимилиана по Прериям в 1832-1834 годах. Я говорю о Карле Бодмере.

Парфлеши изготовляли из куска цельной толстой сыромятной кожи и всегда делались парами. Они были одинакового размера, одинаково симметрично раскрашены. Парфлеши как правило скреплялись между собой ремнями привязывались к женскому седлу и свисали с обоих боков лошади. Парфлеши также могли привязываться к травуа (два длинных скрещенных шеста на спине у лошади, к которым обычно привязывалась различная поклажа).

Парфлеш также являлся символом крепких семейных уз, и когда парфлеш по воле случая оставался один, или когда пара парфлешей приходила в негодность, то их отдавали тем, кто нуждался в подошве на мокасины, ремне и прочих вещах из толстой сыромятины.

Кроу пропитывали кожу со стороны мездры водонепроницаемым клеем сделанным из вываренного бобрового хвоста. Именно эта сторона являлась наружной.

Иногда в такой клей добавляли белую глину, что служило отличной грунтовкой перед предстоящей живописью. Внутренняя сторона пропитывалась охрой. Охра служила хорошим антисептиком, к тому же она отпугивала всевозможных насекомых.

После пропитки кожи женщины, а именно они являлись традиционными художниками по росписи на парфлешах, рисовали с помощью специальных палочек, выточенных из полых костей бизона символические рисунки. Как правило, это были ромбы - символы жизненного благополучия, треугольники с квадратами внутри символизировали священный дом бизона, а разделенные на части линии являлись символами бизоньих троп. Также встречались фигуры, напоминающие форму песочных часов.

Как правило, роспись на парфлешах, не смотря на канон, была индивидуальной для каждой семьи. Орнаменты и сочетания цветов, могли приходить во сне, также они могли придумываться.

Как я уже говорил, орнаменты на парфлешах были симметричными. Кроу и Шошоны придерживались отчетливой геометричности, в противоположность сочетанию прямоугольных и округлых форм у других племён. В этих росписях прослеживался так называемый «лошадиный орнамент». Орнаменты парфлешей Кроу, как и у Шошонов состояли из четырёх основных цветов (по убывающей):

1. Зеленого.

2. Желтого.

3. Красного.

2. Голубого.

Как правило, голубой приходился на небольшие детали, черный цвет использовался лишь как тонкие линии, разделяющие цветовые плоскости.

В типи парфлеш использовался, как мебель, в них хранился не только пеммикан, но и одежда. Также, парфлеш брал на себя функцию груза, придавливающего край полога во избежание сквозняка. Красивые парфлеши придавали уют и украшали интерьер типи, они были отличным подарком для молодоженов. Парфлеши было принято дарить на праздничные церемонии раздачи подарков.






Схема парфлеша







Парфлеши Кроу





В статье использованы материалы сайта http://anthro.amnh.org/









Парфлеши других племен



Парфлеши шошонов















Hosted by uCoz